Поиск Детей
Возраст:
Пол:
Текущий статус:
Консультации по вопросам семейного устройства
Волонтеры в помощь детям сиротам. Отказники.ру
827
249

Маша и Лешенька

Зачем счастливой маме двоих детей брать третьего?

Мама с деткамМария, психолог, мама двоих мальчиков — 6 лет и 10 месяцев — взяла под опеку еще одного мальчика — 7 месяцев. Вот ее история. Здесь мы намеренно акцентируем внимание на возможных и довольно часто встречающихся трудностях, с которыми могут столкнуться усыновители.

Зачем счастливой маме двоих детей, один из которых еще грудничок, брать еще одного ребенка, причем — грудного возраста? Решение это пришло спонтанно. Отчасти под влиянием социальной рекламы и нахлынувшего желания помочь маленькому человечку, и чувства, что есть силы дать ребенку самое дорогое — семью, а отчасти под влиянием старшего сына, который, увидев однажды по телевизору ролик о детях-сиротах, сразу сказал: «Надо взять!». Вот так Мария и приняла окончательное решение, а случайности и дальше играли немалую роль в этой истории.

Первым делом Маша обсудила этот вопрос с мужем. Он был принципиально не против, а через некоторое время окончательно «созрел». Обсудив материальные и бытовые вопросы, молодые родители занялись поисками ребенка и оформлением документов. Не все было гладко, но и настоящая беременность не бывает легкой.

И вот, наконец, маленький Лешенька появился в этой дружной семье. Мама признается, что не было, да и не могло быть «любви с первого взгляда». Мальчик сначала просто понравился родителям, а чувства пришли со временем. И это совершенно нормально, не стоит ожидать сразу обязательного прилива материнских чувств и нежности.

Одной из главных трудностей адаптации, подстерегавших Машу, оказался постепенно появившийся переизбыток этой любви, нежности, внимания, который бушующим потоком обрушился на младенца. Малыш просто не мог воспринять такой поток чувств, эмоций. Казенное воспитание — даже в таком нежном возрасте — уже дало плоды. Ребенок, проживший в больнице с рождения, попав в семью, буквально «с нуля» учился общению, любви и другим чувствам. Нервная система работала на пределе возможностей. Малыш очень много спал первое время, чтобы дать отдых нервной системе. Маша не сразу, но поняла это и стала внимательней относиться к тому потоку информации и эмоций, который получал Леша. Первое время ребенка старались практически не беспокоить. Были исключены сюсюканья, обнимания и прочее. Все это пришло со временем.

Счастливый папаМаша вспоминает, как ребенок боялся гулять. Он ведь никогда раньше улицы не видел и не знал. Каждая прогулка превращалась в скандал со слезами. Успокаивался Леша только дома в своей кроватке, когда мама грубо «сунет» ему бутылочку. Именно «сунет», так как к ласковому обращению малыш не привык, а в состоянии стресса успокоить его могла только привычная обстановка (кроватка и грубое «всовывание» бутылочки). А проблема с гулянием была решена постепенно. Мама настойчиво выводила детей на прогулку, хотя бы на 5 минут, каждый день, понемногу прибавляя время. Так Лешенька освоился на улице и полюбил гулянье.

Надо отдавать себе отчет в том, что появившись дома, в семье, ребенок испытывает настоящий шок. Из скудной эмоциональной среды он попадает в неведомый и потому пугающий простор. И хотя маленький Леша был хорошо развит на фоне других отказничков, первое время дома ребенок вел себя как маленький робот: положишь — лежит, дашь игрушку — играет. Никакого самостоятельного интереса к окружающему он не проявлял. Мальчик мог долго лежать в кроватке и ждать, когда его возьмут на руки. Если есть игрушка — играет, нет игрушки — не станет требовать, может и носочек потеребить.

Попав в семью, Леша впитывал очень много информации. Не сразу стал доверять родителям. Малыш воспринимал маму как очередную медсестру из больницы, где его брали на ручки только чтобы сделать укол.

Еще одна трудность у Маши заключалась в том, как объяснить окружающим, знакомым и незнакомым людям появление Леши. Маша не была готова к потоку таких вопросов, где-то старалась умолчать или сказать полуправду об усыновлении. Спустя время Маша поняла, что этот путь ведет к дальнейшим вопросам и возможным проблемам, в том числе в школе (у детей в семье разные фамилии, и даты рождения младших отличаются на 2 месяца).

Родители изначально не хотели хранить тайну усыновления, чтобы не отнимать у ребенка прошлого, и решили с первых дней преподносить окружающим правду, чтобы избежать затруднений с тем, как ее рассказывать в будущем. Да, это сложно. Но лучше перетерпеть некоторое время удивленные лица, вопросы бестактных людей, выдержать этот эмоциональный натиск и жить потом с чистым сердцем. Надо отметить, что люди, которым Маша рассказала об опеке, реагировали по-разному. Многие буквально засыпали ее комплиментами и возносили в ранг героев, а кто-то искренне удивлялся…

Первое время ребенок не различал «своих» и «чужих». Безропотно мог сидеть на руках у как маминой подруги, так и у незнакомого дяди. Маме, конечно, было неприятно и страшно это наблюдать. Постепенно, потихонечку это прошло, отчасти при помощи наглядного примера старших братьев.

Старший ребенок Вася сильно переживал за Лешу и первым с ним подружился. Он играл, смеялся с малышом с первых дней его появления в семье. Со вторым ребенком, который старше Алеши всего на 2 месяца, отношения тоже постепенно стали очень хорошими. Не было и речи о ревности, поскольку оба малыша еще не доросли до этого (ревность обычно появляется у детей в возрасте после года). Не было никакого бунтарства со стороны среднего сына. Маша считает большим плюсом, что они взяли малыша к малышу. Хоть маме и тяжело физически, зато дети легче привыкают друг к другу. Приемный ребенок легче входит в семью.

Дети Папа также легко принял ребенка. У папы с Алешей началась настоящая взаимная любовь. Папа ничего не требовал от малыша и давал ему ровно столько, сколько он мог взять. Последней в списке любовей оказалась мама, которая была очень эмоциональна, что для малыша было тяжело первое время. Маша пыталась заниматься с ним по книжкам, что также было лишним поначалу.

Отдельная большая проблема, с которой наверняка сталкиваются многие, но мало кто об этом говорит, это агрессия мамы по отношению к приемному ребенку. Когда Алеша стал «расцветать», раскрываться навстречу миру, на него нахлынули сразу все чувства, и он не мог справиться со своими эмоциями. Это приводило к таким ситуациям, когда Леша мог ни с чего накинуться на брата-погодку где-нибудь на улице в песочнице. Естественная реакция мамы в этом случае — защитить свое кровное дитя.

В состоянии аффекта мама могла достаточно жестко наказать приемного малыша, от чего ситуация становилась только хуже. Ведь ребенок делает вывод, что не надо раскрывать своих чувств, а то может быть плохо (накажут). К этому добавилось то, что Алеша стал кусать всех домочадцев. Больше всего доставалось брату-погодке.

Чтобы выйти из этой неприятной ситуации, маме пришлось обратиться за помощью к психологу. Эта консультация очень помогла маме все понять, разложить по полочкам в своей голове. У женщин существует сильнейшее табу на биологическом уровне «не обидеть своего ребенка». К сожалению, в отношении приемных детей это табу не действует. Необходимо прикладывать определенные усилия, чтобы агрессия не навредила приемному ребенку. Сдерживающими факторами являются воспитание, социальные и нравственные качества мамы. Маша стала стараться смягчать конфликтные ситуации, не накидываться при этом на Лешу. От нее потребовалось просто огромное терпение. Работа над собой заняла не одну неделю и в итоге принесла свои плоды. Благодаря поддержке психолога маме удалось справиться.

Сейчас Алеша во всем тянется за старшим братом-погодкой, в чем-то даже превосходит его. Каждый ребенок индивидуален и развивается по своей особенной программе. Но Алеша просто молодец. Ведь с появлением в семье на него обрушился колоссальный поток информации, с которым, может быть, и взрослый с трудом бы справился. Сколько всего ему надо было сделать и узнать, прежде чем он догнал в развитии домашних сверстников.

Маша делится своими советами:

— Не стоит хранить тайну усыновления. Не отнимайте у ребенка то, что с ним было. Хорошее или плохое, но это его прошлое и принадлежит только ему. Окружающим людям стоит рассказать об усыновлении сразу.
— Надо постараться сделать все, чтобы малыш чувствовал, что ты — мама. Но при этом не стоит прыгать выше головы и пытаться дать ему больше, чем он сможет воспринять.
— Не надо ждать от ребенка благодарности за усыновление (опеку).
— Надо быть готовым к тому, что именно у мамы может оказаться самый сложный процесс адаптации, включающий в себя и проявление агрессии по отношению к приемному ребенку.
— Не бывает все гладко в адаптации. Этот процесс включает в себя труд, работу над собой, привыкание и может быть достаточно длительным.

«Алеша стал для нас родным человечком. Когда он подходит ко мне и кладет голову на грудь, сердце замирает от счастья совершенно так же, как и  с остальными мальчишками», — говорит счастливая мама.

При копировании ссылка на ресурс www.opekaweb.ru обязательна!

Назад в раздел

Rambler's Top100